0р.
Оформить заказАккумулятор – один из важнейших компонентов электрической системы мотоцикла. Без него невозможна нормальная эксплуатация, оптика и бортовая электроника будут сбоить, более того, может просто не хватить энергии, необходимой для старта двигателя. Выбор АКБ, особенности эксплуатации и обслуживания – все это сопряжено со множеством вопросов. Разберем их, дадим максимально развернутые ответы.
Ампер/Час: что значит данный параметр?
Емкость – наиболее значимый показатель элемента питания. Именно он позволяет понять, способна ли батарея в течение определенного временного отрезка давать ток необходимой силы, выраженный именно в ампер/часах. В качестве примера можно рассмотреть АКБ с емкостью в 100 А/ч. Получается, что она на протяжении 100 часов способна продуцировать рабочий ток силой в ампер. Если потребление вырастет до пары ампер, то время работы сократится вдвое, до 50 часов. Реальные показатели зависят не только от силы потребляемого тока, но и, к примеру, от снижения напряжения на контактах батареи. При нормативе в 12 напряжение может упасть, к примеру, до 10.5. Это явление приведет к более быстрому разряду, батарея, при потреблении тока в ампер, проработает не 100, а примерно 85 часов.
Допустимо ли использование автомобильного зарядного устройства для мотоаккумулятора?
Это безопасно при примерном равенстве емкостей батарей. Если этот показатель сильно различается, то использование возможно только при наличии на зарядном устройстве функции регулировки. Слишком высокий ток заряда приведет к тому, что батарея выйдет из строя раньше времени. Рекомендуемый специалистами показатель в данном случае – 10% от емкости АКБ в амперах.
Уровень электролита: нужно ли контролировать его?
Современные АКБ представлены обслуживаемыми и необслуживаемыми версиями. В первом случае нужно регулярно проверять уровень электролита. Постепенно он снижается, верхняя часть металлических пластин начинает контактировать с воздухом, окисляться и разрушаться, из-за чего возрастает риск замыкания и других негативных явлений. Если батарея необслуживаемая, то следить за электролитом не обязательно.
Упал уровень электролита: что делать?
Если очередной осмотр показал, что уровень электролита снизился, необходимо восполнить его до нормативной отметки. Достаточно налить воды, но, конечно, речь идет не о простой воде из-под крана, а о дистиллированной. Если есть возможность, после доливки нужно оценить плотность электролита, она обязательно должна соответствовать нормативным значениям. Восполнение уровня путем заливки нового электролита недопустимо, это может спровоцировать полный выход батареи из строя.
Шум при зарядке батареи: что делать?
Ничего. Это совершенно нормальное явление. Во время подзарядки внутри активируются химические процессы, сопряженные с выделением газа, образованием пузырьков. Именно они и издают звуки. Вообще, процесс зарядки можно сравнить с кипячением воды в чайнике, он также сопровождается шумом, вызванным похожими физическими и химическими явлениями.
Как понять, что батарея заряжена на 100%?
Сделать это можно измерением напряжения на клеммах. Норма – 12.8 вольт. Если показатель при замере составил 12.5 вольт, то уровень заряда пока составляет всего 50%.
Новая батарея быстро разряжается: что делать?
Причин в данном случае множество:
- Некорректная работа генератора. Проверка проводится на работающем моторе. В норме, напряжение на контактах батареи должно составить 13.6 вольта.
- Некорректная работа реле регулировки. Неисправность диагностируется по постепенному угасанию оптических приборов вместе со снижением оборотов мотора.
- Сбои в работе сигнализации. Даже в периоды неактивности сигнализация создает высокую нагрузку на АКБ, из-за чего она быстро разряжается.
Зарядка и разрядка батареи: какие правила нужно соблюдать?
Чтобы аккумулятор проработал долго, нужно регулярно контролировать напряжение на контактах. Такой подход позволит своевременно определить приближение к минимуму нормативного напряжения, 12 вольтам, и поставить АКБ на зарядку. Если упустить момент, то активируется сульфатация, а этот химический процесс быстро выведет деталь из строя.
Мотоаккумулятор: каков срок его службы?
Среднее значение, характерное для АКБ данной группы – 5 лет. Это касается аккумуляторов не только для мотоциклов, но и аналогов для скутеров, квадроциклов, гидроциклов и прочей подобной техники. Впрочем, нужно учитывать, что 5 лет – показатель, достижимый исключительно при соблюдении определенных эксплуатационных инструкций. Касаются они, в первую очередь, своевременного восстановления заряда, корректного хранения, исключения контакта с критически низкой или высокой температурой.
Полярность АКБ: важна ли она?
Корректная эксплуатация батареи возможна только в том случае, если она правильно установлена в отсеке. В данном случае имеют значение не только габариты, но и полярность, позиция клемм должна соотноситься с особенностями проводки транспортного средства. После установки в посадочный отсек батарея подключается, причем первой подсоединяется положительная клемма, только потом – отрицательная. Во время подключения вероятно формирование искры, это нормально, но лишняя осторожность не помешает. Путать полярность нельзя, иногда ошибка приводит только к сгоранию предохранителя, но в критической ситуации она может просто “убить” АКБ.
Белый налет на АКБ: что это?
Это сульфат, соль, формирующаяся вследствие протекающих в корпусе химических реакций. Постепенно свинец разрушается и приобретает форму сульфата. Именно этот химический процесс, по сути, является основным фактором, ограничивающим срок службы батарей на жидком электролите.
Сульфатация: каковы ее причины?
Основные факторы, ускоряющие процесс, следующие:
- Длительное хранение незаряженной батареи.
- Снижение напряжения до показателя в 10.5 вольт, чем глубже разряд, тем опаснее последствия.
- Регулярные неполные зарядки.
- Минимальный ток нагрузки при отрицательных температурах воздуха.
- Долгое хранение при высокой температуре, 40 градусов и более.
Сульфатация: реально ли избежать ее?
Да, выраженность химического процесса можно снизить до значений, когда он не имеет никаких негативных последствий. Для этого нужно руководствоваться несколькими правилами:
- Поддержание бортовой электрической системы байка в полностью исправном состоянии.
- При длительном простое провода лучше скинуть с клемм АКБ.
- Если сульфатация уже началась, то блокировать (или свести к минимуму интенсивность) ее можно, если долгое время заряжать батарею до 100% малым током.
Актуален ли разряд АКБ при отсутствии подключения?
Да, батарея разряжается всегда, даже во время складского хранения. Конечно, если подключение к сети отсутствует, этот процесс протекает гораздо медленнее. Именно этим и объясняется совет, согласно которому лучше скинуть провода с клемм в том случае, если использовать мотоцикл не планируется долгое время.
Почему АКБ различны по габаритам?
Размеры напрямую зависят от мощности. Чем массивнее корпус батареи, тем больше металлических пластин можно расположить внутри, тем производительнее окажется элемент питания. Впрочем, компании, специализирующиеся на выпуске аккумуляторов, вынуждены придерживаться определенных стандартов. Это выгодно для покупателя, так как упрощает выбор, обеспечивает оптимальную совместимость. Как правило, АКБ, имеющие одинаковую емкость и рабочее напряжение, будут отличаться и идентичными габаритами, вне зависимости от марки.
Как правильно закрепить провода на клеммах?
Чтобы исключить неприятные явления, вроде окисления контактов и нестабильного старта мотора, нужно внимательно отнестись к затяжке болтовых соединений. Соединения должны быть затянуты достаточно хорошо для плотности контакта, но не чрезмерно сильно, механическая нагрузка спровоцирует деформации.
Аккумуляторная кислота: опасна ли она?
Очень опасна! Электролит – состав, в котором высока процентная доля серной кислоты. Все манипуляции необходимо проводить, защищая кожные покровы и органы дыхания. Контакт кислоты с кожей может спровоцировать сильный ожог, последствия которого окажутся неустранимыми.
Аккумуляторная кислота: каковы правила обращения с ней?
Наиболее важные требования следующие:
- Использование защитных средств: маски, фартука, перчаток из непромокаемого материала.
- Нейтрализатор кислоты – обычный нашатырный спирт. Им можно обработать пятно на одежде. Альтернатива нашатырю – сода.
- При отсутствии средств нейтрализации нужно тщательно промыть область контакта. Минимальная длительность промывки – 10 минут, если ощущается недомогание, как можно скорее нужно обратиться за медицинской помощью.
- Попадание электролита на мотоцикл, в целом, безопасно, концентрация серной кислоты слишком мала для повреждения краски, металла или пластикового обвеса. Впрочем, подстраховаться и побыстрее смыть следы кислоты все же стоит.
- При приготовлении электролита самостоятельно нужно следовать правилу: кислота добавляется в воду, а не наоборот. Такой подход позволяет избежать опасных брызг и чрезмерного выделения тепла.
- Если на зарядке стоит обслуживаемая батарея, то нельзя закрывать клапана, блокировать выход газам, образующимся во время химических реакций. При закрытом клапане внутри активно растет давление, в критической ситуации корпус просто разрывает.
- Все работы, связанные с электрической системой транспортного средства, проводятся при отключенном моторе.
Есть ли особые правила для зимнего хранения аккумуляторов?
К сожалению, климат в России таков, что сезон поездок на мотоцикле продолжается лишь несколько месяцев в году. Уже в октябре погода, как правило, становится слишком холодной, а с выпадением первого снежка мотоциклы отправляются в гараж или на теплую стоянку. Как было отмечено выше, если не планируется использовать транспорт долгое время, провода с батареи лучше “сбросить”. Если же мотоцикл хранится в холодном гараже, то рекомендовано снять АКБ и отнести ее домой. На протяжении зимнего хранения стоит периодически “тренировать” аккумулятор, разряжать его слабым разрядом тока и заряжать под такой же небольшой нагрузкой.
Какие есть альтернативы батареям на жидком электролите?
- AGM. Здесь также используется электролит, но находится он не в свободной жидкой форме. Составом пропитываются стекловолоконные маты, которыми заполнено пространство между свинцовыми пластинами. Это обеспечивает большую стабильность, высокие токи запуска, слабую уязвимость для глубокого разряда.
- GEL. Электролит имеет консистенцию геля. Его основа – уже известная серная кислота, густота достигается использованием определенных компонентов, к примеру, кремния. Это наиболее дорогие, но и наиболее технологичные АКБ.
Что еще нужно знать об АКБ?
- Чтобы защитить клеммы от окисления из-за контакта с водой или воздухом, стоит обработать их солидолом или смазкой на силиконовой основе.
- Обслуживаемые АКБ снабжаются трубкой, необходимой для отвода газов, вырабатывающихся в процессе эксплуатации. Закрывать данную трубку нельзя.
- Чтобы повысить защиту батареи от внешних нагрузок, можно упаковать ее в ящик из полимерного материала. Это также обезопасит от пролива электролита.