0р.
Оформить заказМоторное масло – техническая жидкость, обеспечивающая корректную работу силовой установки. Оно выполняет множество задач: снижает механическое трение между элементами трансмиссии, предотвращает формирование очагов коррозии, обеспечивает стабильность давления, увеличивает эксплуатационный ресурс блока сцепления и коробки передач. Конкретные рекомендации относительно выбора моторного масла можно найти в инструкции к мотоциклу, производитель указывает не только сорта, но и интервалы, объемы замены. Далеко не всегда, впрочем, техника покупается новой, в салонах, и сопровождается эксплуатационными инструкциями, чаще приходится говорить о вторичном рынке. Более того, практика показывает, что иногда рекомендации производителя не слишком правильные, альтернативные решения оказываются более подходящими. Как не запутаться в разнообразии масел? Как подобрать состав, который действительно поможет защитить мотор мотоцикла, позволит ему проработать максимально долгий срок при самых высоких нагрузках?
Классификация масел: четырехтактные моторы
Основной момент, позволяющий классифицировать моторные масла – основа. Продукция представлена следующими категориями:
- Минеральные масла. По сути, они являются нефтепродуктами, прошедшими процедуру очистки. Процент содержания синтетических присадок минимален, их доля, как правило, не превышает 20 процентов. Качественные масла данной группы делаются исключительно из проверенного сырья, тщательно очищаются от посторонних компонентов в процессе переработки. Чем чище исходное сырье, чем больше процент содержания присадок, тем выше стоимость продукции. Специалисты советуют использовать такие составы на классических дефорсированных V-образных моторах.
- Полусинтетические. К минеральной основе добавляется большой объем искусственных присадок, их доля может доходить до 50 процентов. Данные компоненты делают масло более стабильным в широком температурном диапазоне, не дают образовываться отложениям в ДВС, растворяют уже сформировавшиеся посторонние включения. Полусинтетика – компромисс между минеральным и синтетическим маслом как по стоимости, так и по характеристикам. В целом, она подходит и для современных мотоциклов, если двигатели не отличаются слишком высокой мощностью и оборотами, что характерно, например, для гоночных модификаций.
- Синтетические. Самые дорогие и технологичные масла. Процент искусственно синтезированных добавок – более половины от общего объема, однако, точные цифры сильно зависят от конкретной версии состава, производителя, где-то они могут составлять 100 процентов, где-то 55-60. Синтетические масла рекомендованы к применению на наиболее технологичных моторах, с системами электронного управления, прямого впрыска, очень мощных, работающих на высоких оборотах.
Классификация масел: двухтактные моторы
В двухтактных двигателях также могут использоваться минеральные, полусинтетические, синтетические масла. Некоторые применяются в “чистом” виде, другие – в комбинации с бензином, это зависит от типа двигателя, при покупке нужно обязательно учесть данный момент. Конкретные пропорции разбавления масла топливом зафиксированы в эксплуатационной инструкции, как правило, составляют 1 к 40, или 1 к 50, если речь идет об обкатке нового мотоцикла.
Моторные масла, ориентированные на двухтактные моторы, должны соответствовать стандарту JASO M345, где зафиксированы наиболее значимые характеристики, например, склонность к образованию дыма и нагара во время сгорания.
Классификация масел: к вопросу о вязкости
В России, в основном, пользуются классификацией по американскому стандарту SAE. На мотоциклах применяются, в основном, всесезонные составы, модифицированные за счет присадок, обеспечивающих текучесть в широком температурном диапазоне. Эти присадки позволяют без проблем запустить двигатель осенью, масло не густеет при невысокой температуре воздуха, а также исключают горение масла при критически высоких температурах. Такая классификация обозначается литерой “W”, пример обозначения – SAE 10W60.
Число, стоящее перед “W”, указывает на минимум температуры воздуха, при которой состав сохраняет изначальную текучесть, после – максимум. Если строго соблюдать эти значения, то состав будет демонстрировать высокую эффективность, обеспечит должную защиту силовой установке.
Байкерам, которые начинают выезжать на дорогу сразу после того, как температура хотя бы немного превысила нулевую отметку, можно посоветовать составы типа 5W-40. За счет невысокой вязкости они отлично смазывают компоненты мотора даже в сложных погодных условиях. Такие масла, впрочем, не рекомендованы для поездок в сильную жару или выездов на трек, где моторы работают с максимальной производительностью, сильно нагреваются, нуждаются в дополнительной защите. В спортивные мотоциклы лучше заливать масла стандарта 10W-60, они формируют более плотную, прочную и стабильную масляную пленку, способную защитить мотор при высоких нагрузках.
Практика показывает, что наиболее универсальное мотоциклетное масло для обычных эксплуатационных условий – SAE 10W40.
Особенности классификации масел в различных странах
Масла классифицируются по японской, американской, европейской системе, у каждого способа свои особенности и принципы. Например, в японской классификации JASO нужно обращать особое внимание на следующие буквы:
- “M” обозначает, что масло ориентировано на четырехтактные моторы.
- “A” и “A2” – адаптация для систем “мокрого” сцепления.
- “MB” – адаптация для систем “сухого” сцепления.
По американской классификации API нужно обращать внимание на следующие буквенные сочетания:
- SM. Составы для наиболее технологичных силовых установок, выпущенных после 2004 года. Они обеспечивают моторам максимальную защиту от механических нагрузок, нагара, окисления, сохраняют изначальные характеристики даже при невысоких температурах воздуха.
- SL. Масла для моторов, выпущенных после 2000 года. Оптимальны для многоклапанных ДВС, где используются обедненные топливные смеси. Составы отвечают строгим требованиям по экологической безопасности.
- SJ. Масла для моторов, выпущенных после 1996 года. Действуют достаточно жесткие требования относительно объемов формируемого нагара, дыма.
Согласно европейской стандартизации, масла делятся на классы от A1 (для наиболее современной техники) до A5 (модели ретро). Впрочем, столкнуться с такой классификацией сейчас почти невозможно, она признана устаревшей и используется крайне редко.
К вопросу о маслах для коробки передач
Трансмиссионные масла необходимы для обслуживания мотоциклов, на которых используется карданный привод или раздельная система смазки ДВС и КПП. Для моделей с сухим сцеплением и карданом оптимально подойдет гипоидный состав стандарта SAE 80W-90, при изготовлении которого используются вспомогательные компоненты, снижающими вероятность механических повреждений при высоких нагрузках. Перед покупкой нужно убедить, что состав удовлетворяет стандартам API GL-4 и GL-5.
Трансмиссионные масла для модулей сцепления в масляной ванне, должны удовлетворять стандартам в районе SAE 10W-40. Подобная вязкость обеспечивает плавное вращение дисковых элементов, способствует эффективному отводу лишнего тепла, защищает от перегрева, увеличивает срок службы. Трансмиссионные масла данного стандарта обогащены за счет присадок, увеличивающих сопротивляемость механическому износу, они делают масляную пленку прочнее, она крепче сцепляется с металлическими деталями КПП.
Какое масло НЕ заливать в мотоцикл?
Здесь нужно сказать об одном распространенном заблуждении, согласно которому в ДВС с воздушным охлаждением нужно заливать довольно густые масла. Такой подход способен только навредить мотоциклу. Причина – особенности процесса смазки внутренних компонентов мотора, который построен, главным образом, на разбрызгивании. Да, заливка густой технической жидкости приведет к тому, что стабильность работы ДВС увеличится, давление масла стабилизируется, из-за чего и возникает иллюзия того, что она подходит лучше более жидких масел. На деле, из-за недостаточно эффективного разбрызгивания, увеличится нагрузка на клапанные приводы (в особенности, на моторах с нижним расположением вала), упадут объемы жидкости, поступающие в цилиндры.