0р.
Оформить заказПружины – важнейшие элементы подвески всех мотоциклов. Если характеристики демпфирования ухудшаются, поездка становится откровенно некомфортной, но полная поломка пружины приведет к тому, что она окажется просто невозможной. Удивительно, но далеко не все любители мотоциклов уверенно ориентируются в пружинах, знают, как выбрать деталь, соответствующую их стилю езды, мастерству, массе и габаритам транспортного средства. Как скорректировать работу подвески посредством пружин? Перед тем, как вникать в технические тонкости этого процесса, нужно понять принципы функционирования упругих элементов.
Жесткость пружины
Жесткость тождественна упругости и является базовой величиной, характеризующей пружину. Это значение показывает, сколько внешней силы потребуется для сжатия элемента на некоторое расстояние. Выражается оно в килограммах на миллиметр, например, обозначение “10 кг/мм” говорит о том, что при приложении силы в 10 килограммов пружина сожмется на миллиметр.
Комфорт и безопасность поездки: влияние пружин
Проезд дорожной неровности приводит к тому, что ударная нагрузка подбрасывает колесо транспортного средства вверх. Частично нагрузка приходится на покрышку, но, в основном, она распределяется по оси. Для старых мотоциклов, укомплектованных не слишком технологичными подвесками, проезды дорожных неровностей зачастую просто опасны. Передняя часть начинает откровенно задираться вверх, водителю не удается “успокоить” транспорт до тех пор, пока гравитационные силы не стабилизируют его положение. Явление крайне опасно, часто имеет место полная потеря контакта колеса с дорожным покрытием. Задача современных пружинных подвесок – исключение таких опасных ситуаций или, по крайней мере, их сведение к минимуму.
Упругость пружины позволяет ей уверенно справляться с гашением даже довольно сильных колебаний. Деталь воспринимает основную нагрузку, на колесо приходится куда меньшая сила. Чем мягче элемент, тем больше силы он поглощает. При подборе пружин нужно руководствоваться массой мотоцикла, простая физика говорит о том, что, например, легкий YBR-125 может быть подброшен даже при проезде небольшой неровности, тогда как тяжелая Honda Gold Wing уверенно справляется даже с приличными кочками.
Если подытожить этот абзац о комфорте, то можно сказать следующее: чем тяжелее мотоцикл, чем мягче пружины, тем приятнее поездка. Однако, здесь всплывает ряд других значимых моментов.
К вопросу об управлении
Нажатие на рычаг тормоза приводит к тому, что центр тяжести мотоцикла смещается вперед, нагрузка уходит с заднего колеса, концентрируется на переднем. Воспринимают данную нагрузку пружины передней подвески, тогда как задние, наоборот, начинают распрямляться. Если транспортное средство укомплектовано чересчур мягкими пружинами, каждое торможение, в особенности экстренное, становится потенциально опасной ситуацией. Аналогичные причины объясняют стремление мотоцикла “подсесть” во время интенсивного набора скорости, когда центр тяжести, наоборот, концентрируется на заднем колесе. Во время прохождения поворотов действует центробежная сила, она действует в равной степени на оба колеса, также приводит к дополнительному сжатию подвесок.
Опытные мотоциклисты умеют пользоваться такими характеристиками подвески. Например, установка мягких пружин назад снижает склонность мотоцикла к “козлению”, он не норовит постоянно встать на заднее колесо при резком открытии ручки газа. Впрочем, во всем нужна умеренность. Если слишком сильно изменить характеристики подвески, сделать ее чересчур мягкой, возникает опасность сноса заднего колеса. Мотоциклисты, делающие ставку на точность управления, маневрирование, максимальную отзывчивость руля, предпочитают пользоваться более жесткими пружинами. Да, это может несколько повлиять на мягкость прохождения неровностей, однако, движение становится более безопасным, удается лучше контролировать дорожную ситуацию, быстрее реагировать на ее резкие изменения.
В целом, именно баланс между мягкостью и точностью маневрирования – наиболее значимый момент при определении жесткости подвески. Это правило уместно и на дорогах общего пользования, и на гоночной трассе. Второй важный аспект – совместимость передней и задней пружины. Если подвески не соответствуют друг другу по жесткости, разница между ними слишком велика, то постоянные “клевки” не дадут нормально проходить повороты. Чаще всего это возникает, если спереди установлены чересчур мягкие пружины, а сзади – чересчур жесткие, из-за чего мотоцикл норовит уйти в занос.
Пружины мотоцикла: популярные вопросы и ответы
- Можно ли увеличить жесткость пружины за счет преднатяга? Нет. Если такое ощущение и возникает, то оно ложное, сам процесс полностью противоречит простой физике. При помощи преднатяга можно скорректировать высоту по седлу, но жесткость детали остается неизменной. Нормальный рабочий цикл пружины – это почти полное сжатие под нагрузкой и последующее возвращение к обычной конфигурации без изменений длины. Преднатяг – это, по сути, простой поджим, формирование постоянного усилия, при котором нормальный рабочий цикл запускается только после того, как это усилие преодолено. Именно этот момент и создает ощущение, что жесткость несколько возросла.
- Необходимо ли менять настройки подвески перед выездом на трек? Таким вопросом задаются владельцы спортивных байков, которые не прочь провести выходные на трассе. Да, корректировки необходимы. Городские настройки максимально универсальны, оптимальны для меняющихся условий городской среды, позволяют маневрировать в потоке на малых и средних скоростях, преодолевать неровности, лежачих полицейских. Для трека они не подходят совершенно. Здесь на первый план выходят резкие маневры, торможения на пределе возможностей системы. Естественно, от подвески требуется совершенно другая отзывчивость и производительность.
- Возникло ощущение, что подвеска лучше работает с пассажиром: как поступить? Вообще, нормальной должна быть ситуация, когда подвеска хорошо работает без нагрузки. Если же она не соответствует весу водителя, то проезд неровностей оказывается чересчур жестким, комфорт поездки сильно снижается. С пассажиром нагрузка нормализуется, пружина поджимается и обеспечивает нужную мягкость. Такая ситуация ненормальна, рекомендуется поменять элементы на более мягкие, чтобы и одиночные путешествия были комфортными.
- Амортизаторы не отрабатывают полностью: стоит ли поставить более мягкие пружины? Нет, не нужно. Те, кто утверждает обратное – заложники весьма распространенного заблуждения. На самом деле, такая работа заднего амортизатора – явление совершенно нормальное. Причина – равномерное распределение нагрузки по раме, часть из нее воспринимается вилкой. Аналогично, задняя часть мотоцикла разгружается при открытии ручки газа, из-за этого тоже может сформироваться ощущение, что пружины там установлены чересчур жесткие.
Подведение итогов
В качестве итогов можно сказать следующее:
- Если пружины подвески чересчур мягкие, то возникает ощущение, что мотоцикл заваливается на переднее колесо во время торможения, “подсаживается” при наборе скорости, проезды препятствий приводят к чересчур большим колебаниям, из-за которых водителю приходится “отлавливать” транспортное средство. Чересчур мягкие передние пружины приводят к тому, что мотоцикл начинает валиться в направлении поворота, задние – к тому, что траектория, наоборот, оказывается чересчур широкой.
- Чрезмерная жесткость пружин приводит к тому, что проезд даже небольших неровностей вызывает дискомфорт, отдается ударами в раму.
Необходимо учитывать, что некоторые проблемы можно решить не заменой пружин, а простой настройкой элементов подвески, корректировкой жесткости передней и задней детали, более равномерным распределением нагрузки.